Т.1. Избранная лирика. Груди Тиресия. Гниющий чародей

Аполлинер Гийом

Гийом Аполлинер (1880–1918) — одно из самых значительных имен в истории европейской литературы Завершив классический период французской поэзии, он открыл горизонты «нового лирического сознания». Его поэтический «Бестиарий» (1911), книги «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918) во многом определили пути дальнейшего развития и бытования поэзии. Впервые выходящее в России трехтомное Собрание сочинений Аполлинера выносит на суд читателя блестящие образцы его лирики.

В первый том Собрания сочинений вошли поэтические сборники автора, притча «Гниющий чародей» (1909), представлен театр Аполлинера его знаменитой пьесой «Груди Тиресия» (1917), в предисловии к которой впервые появилось слово «сюрреализм», подхваченное ближайшими последователями поэта.

ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ

Вступительная статья

Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи — это поминовение мгновений моей жизни».

Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, — про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, — любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей — не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.

В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик — дополнительным ртом, полицейский — новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.

Но — как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера — сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.

ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА

© Перевод М. Яснов

РАННИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (1896–1910)

ЮНОШЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НЕБО

НЕБО

{2}

СМЕРТЬ ПАНА

{3}

ЗИМНЯЯ ЗАРЯ

{5}

СБОР ЦВЕТОВ

{6}

СТАВЛО

{7}

ЛЮБОВЬ

«Улетела моя щебетунья…»

«Люблю ли я ее не знаю…»

ОТЗВУК

ЗОЛОТОЙ СОН

ЛЮБОВНЫЕ ДИКТОВКИ ДЛЯ ЛИНДЫ

{12}

«У вас языческое имя и чуть-чуть…»

{13}

«Легчайшей тенью вы слетаете опять…»

«Почти погост, вороний град…»

{14}

СИЛА ЗЕРКАЛА

КЛАД

ИЗ «РЕЙНСКИХ СТИХОВ»,

НЕ ВОШЕДШИХ В КНИГУ «АЛКОГОЛИ»

{20}

ЭЛЕГИЯ

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

СУМЕРКИ

ПРЫЖОК В ВОДУ

ПАРОМЫ

РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

«В небе моем, как на синем поле…»

СВАДЬБА

{22}

В САДУ АННЫ

{23}

ПРАЗДНИК

НОЧНОЕ

БЕСТИАРИЙ, ИЛИ КОРТЕЖ ОРФЕЯ

[10]

(1911)

ОРФЕЙ

ЧЕРЕПАХА

КОНЬ

ТИБЕТСКАЯ КОЗА

ЗМЕЙ

АЛКОГОЛИ (1913)

МОСТ МИРАБО

АННИ

{36}

ДОМ МЕРТВЫХ

{39}

ШЕСТВИЕ

{41}

БЕЛЫЙ СНЕГ

VITAM IMPENDERE AMORI

{63}

(1917)

«В твоих объятиях мертва…»

«Томится глядя в полумрак…»

«Понять секрет мой не дано…»

«Стемнело в несколько минут…»

«Спускалась ты к воде прозрачной…»

КАЛЛИГРАММЫ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОЙНЫ И МИРА 1913–1916 (1918)

ПОНЕДЕЛЬНИК УЛИЦА КРИСТИНЫ

ОБЛАЧНОЕ ВИДЕНИЕ

ДОЖДЬ

{65}

ДЫМЫ

ЗАРЕЗАННАЯ ГОЛУБКА И ФОНТАН

{66}